Одним из самых популярных и любимых среди женщин видов рукоделия является вышивка гладью фото которой в разнообразных стилях можно найти в интернете. В давние времена этим мастерством владели все женщины на Руси без исключения, проводя за пяльцами долгие вечера. Они вышивали себе приданое, украшали свою повседневную скромную одежду, создавали вытканные разнообразными узорами и цветами аксессуары для оформления дома. С помощью обычной иглы и различных ниток, женщинам удавалось превратить простую льняную ткань в настоящее произведение искусства.
С вышивкой были связаны многочисленные обряды и ритуалы, более того, наши предки придавали этой работе сакральное значение, поэтому уже 7-8-летняя малышка начинала самостоятельно готовить себе приданое, оканчивая работу к 16-17 годам. Ко дню своего рождения, у юной рукодельницы должна была храниться в ларце праздничная и повседневная одежда, подзоры, скатерти, полотенца, наволочки, пеленки и распашонки для будущих деток. Этих изделий хватало на половину совместной жизни супружеской четы.
Также девушки обязательно готовили расшитые полотенца-«рушники», которые дарили сватам, родным жениха, почетным гостям (посаженные отцы). А чтобы будущий муж мог оценить, насколько работоспособна и умела его суженая, или же выбрать достойную невесту в зависимости от мастерства и талантов, перед свадьбой родители девицы устраивали демонстрацию изделий, чтобы сваты могли оценить не столько качество и многообразие приданого, а их дочь в плане домовитости и хозяйственности.
В те времена на Руси люди жили в небольших княжествах и городах, селениях и деревнях, отдаленных друг от друга сотнями километров, поэтому особенности узоров для вышивки служили своеобразным распознавательным знаком, свидетельствующим о принадлежности к определенному этносу или региону. Объединяясь друг с другом, селения становились одним целым, и стили вышивки обогащали друг друга, заимствовав интересные детали и колористику, оставляя только самые яркие и нестандартные решения, создавая орнаменты и узоры, характерные определенным регионам.
Если говорить о народной вышивке в России, то страна отличается многообразием приемов, стилистических особенностей орнаментов, цветовой гаммы. Каждый регион или область с течением лет приобретали ярко выраженные характерные особенности (это прекрасно демонстрирует вышивка гладью фото которой расположено на многих сайтах интернета, посвященных рукоделию и его истории). Но все же, русской вышивке характерны уникальные, собственные черты, которые придают орнаментам самобытность и оригинальность, отличая их, скажем, от украинской или европейской вышивки.
В первую очередь к таким чертам относят геометризированные элементы вышивки, проявляющиеся не только в абстрактных орнаментах, но и в форме животных и растений, представляющих собой элементы примитивного футуризма и символизма. Во-вторых, в основной тематике четко прослеживается уважительное отношение к женщине, проявляющееся в наличии стилизованных женских фигур, диковинных птиц с женскими лицами, растений, абстрактно воплощающих силуэты и лица женщин.
Во-вторых, русская вышивка изобилует круглыми элементами, в честь бога солнца, верховного божества славян. Этот символ жизни размещали зачастую рядом с женской фигурой, олицетворяющей плодородность, и растением в цвету, как символа перемен. Еще один любимый образ – птицы, которыми просто изобилует русская гладь (таким символом наши предки призывали скорейший приход весны).
В-третьих, все русские «технологии» вышивки и месторасположение элементов узора на одежде зависели от кроя, а он осуществлялся без особых изысков, на основе прямых полотнищ льна. Швы делали по количеству ниток, поэтому их называли счетными (от слова счет), а вышивку размещали на концах рукавов, в разрезе на груди, украшали ей подолы сарафанов и передников, наносили по круговой линии предплечья, по краям косынок, украшавших голову и вдоль обязательных швов.
В вышивке, осуществляемой по определенному рисунку (контуру), в основном использовались растительные узоры. А вот основными швами для вышивки являлся крестообразный шов, полукрест, счетная гладь, козлик, набор, мелкий строчный шов, декоративная мережка. Чуть позже список швов пополнился тамбурным швом, гладью белыми и цветными нитями, крестецкой строчкой, гипюрами – длинные русские зимы, как нельзя лучше способствовали тому, чтобы оттачивать свое мастерство, перенимая, как отечественный, так и «чужеземный» опыт.
Крестьянская вышивка
Крестьянская русская вышивка условно подразделяется на среднерусскую и северную группы. К северным швам относятся такие приемы, как вырезы, белая окантовочная строчка, роспись, сквозное шитье, крест, разноцветная и белая гладь, вышивка по канве. Сюжетные сложные композиционные ряды северяне выполняли росписью и набором. Многие узоры были однотонными, например, на белом фоне шел ярко-красный или синий узор, а на красном или синем фоне узор вышивался белоснежными нитями. Такие одноцветные узоры, как ни странно, не выглядели слишком скучно и уныло, наоборот, однотонная вышивка обогащала ткань, придавая ей особую стилистику и красоту.
В северных регионах пальма первенства отдавалась натуральным, природным сюжетам, которые воплощались вышитыми силуэтами и контурами, одинаковыми по цвету либо по использованным приемам шитья. Такая сложная, многогранная вышивка украшала не только предметы одежды, но и кухонную утварь, детские вещи, бытовые аксессуары. Это придавало им особую оригинальность, а какая-то семейность и родственность узоров, превращала украшенные ею вещи в уникальные текстильные аксессуары для дома.
Среднерусская крестьянская вышивка была абсолютно не похожа на северную, характеризуясь геометрически четкими, выдержанными линиями, наличием фигурок в виде гребенчатых ромбов с выступами, называемых «орепей», «орепеник», «репей». Масса узоров и вариантов расцветок делала вышивку пестрой, словно лоскутное одеяло, но фон в изделиях четко просматривается, впрочем, как и малейшие детали сложного, выполняемого многоступенчатым методом, узора добавляя к вышивке, ленты из кумача и цветных тканей, примитивного кружева и позумента.