Современные дизайнеры часто используют при оформлении интерьера древесину. Особенной популярностью пользуются изделия из старой, или выглядящей старой, древесины. Для этого производят искусственное старение древесины, которое выполняется по специальной технологии. За короткое время дерево приобретает такой вид, будто над ним десятилетиями трудились солнце, перепады температур, влага и ветер.
Основные технологические операции:
- Структурирование. Включает в себя патинирование, браширование и искусственное старение. При этом выбираются и вышлифовываются мягкие слои древесины, а изделию придается рельефная структура.
- Патинирование. Текстура древесины выделяется специальными патинирующими составами, наносимыми по специальной технологии и проникающими глубоко в поры древесины, которые открываются в процессе брашировки;
- Браширование. Название этой операции происходит от слова Brush, которое переводится с английского языка, как щетка. Эта нестандартная и необычная операция заключается в том, что мягкие волокна с поверхности древесины выскребаются специальной щеткой. Поверхность, которая получается в результате этого, имеет выраженную структуру годичных колец. Получаемый эффект и есть искусственное старение, так как в естественных условиях незащищенная древесина под действием времени принимает такой же вид.
Для процесса браширования хорошо подходят такие породы древесины, у которых четко выражены твердые годичные кольца и мягкие. Это ясень и орех, дуб и лиственница, а также экзотические породы древесины – кемпас, венге, марбау, ятоба, дуссия. А вот бук, груша, клен, вишня, оливковое дерево, тик плохо поддаются процессу браширования. После проведения браширования древесину защищают лаком, маслом или воском, используя стандартную технологию нанесения защитного слоя.
После браширования древесину можно подвергнуть тонированию необычным и оригинальным способом, при котором основная древесина красится в один цвет, а поры окрашиваются в другой цвет. При этом получается эффект патины. Очень эффектно выглядят, например, такие необычные сочетания, как черный дуб – белые поры или красный дуб – черные поры. Для основного дерева используются красители черного, белого, коричневого, красного, зеленого, желтого, синего, фиолетового и оранжевого цветов. А поры могут быть белыми, черными, коричневыми, красными, желтыми, голубыми. После тонирования древесина покрывается лаком.
Можно также экспериментировать с цветами при помощи масла или воска. В этом случае окрашиваются только поры, а сама основная древесина должна быть бесцветной либо быть того же легкого оттенка, что и поры. Древесина, покрытая маслом или воском, требует более тщательного ухода, поэтому белые, и даже светлые варианты не практичны. В этом случае лучше применять лак; - Старение древесины. Получается после проведения на специальном оборудовании процессабраширования поверхности. Образуемая естественная и объемная рельефная поверхность совпадает с естественными изгибами годовых колец. Именно такой рельеф имеют и доски, многими десятилетиями находящиеся в старинных дворцах. Когда люди ходят по доскам, они вытираются неравномерно. Слои, расположенные ближе к годовым кольцам, вытираются меньше, так как они более плотные, а весенние участки древесины – вытираются больше, так как являются более мягкими. Поэтому рельеф соответствует изгибам годовых колец. Получение такого рельефа при помощи специальной технологии и называется искусственным старением.
- Тонирование. Это изменение цвета древесины специальными составами, основой которых являются натуральные масла и смолы. Цвета могут использоваться самые разнообразные. Существует более 200 цветов, которые имеют натуральные красители. Насыщенность цвета определяется количеством наносимых слоев. С помощью тонировки изделию можно придать любой желаемый цвет или оттенок. Такая цветная тонировка очень украшает интерьер помещения.
- Покрытие. Последний этап технологического процесса – защита дерева от истирания при помощи нанесения специального защитного слоя. Один из способов – лессирование. Он заключается в том, что поверхности изделий из древесины покрываются льняным маслом или олифой. В основном применяется для отделки изделий из древесины ясеня, сосны, дуба, кедра, ели, лиственницы. Подготовка изделий для лессирования совпадает с подготовкой деревянных изделий к лакированию. Льняное масло или олифу в чистом виде обычно не используют, а разбавляют скипидаром, на 70 частей масла — 30 частей скипидара. Горячую смесь, имеющую температуру 50-60°C, наносят на обрабатываемую поверхность при помощи тампона или мягкой кисти. Наносят 2-3 слоя, каждый нанесенный слой сушат и шлифуют. Если обрабатываемой поверхности нужно придать какой-нибудь цветовой оттенок, в смесь добавляют соответствующие красители, предварительно растворенные в растительном масле. Этот процесс называется глазуровкой или глазурованием.